Четверг, 21 января 2021 19:10

Эхо великих событий

В краевой организации ветеранов работает один замечательный человек. Это Лега Николай Николаевич, председатель Пятигорского городского Совета ветеранов, пользующийся заслуженным авторитетом и уважением у многотысячной армии ветеранов города-курорта.

Несведующим  сообщаем, что Николай Иванович не всю свою жизнь обретался на южном курорте, он в течение нескольких десятилетий тянул «тяжёлую флотскую лямку», защищая морские рубежи нашей Родины. Воинская служба закалила его характер, научила ценить флотскую дружбу и взаимовыручку. В отставку ушёл в звании капитана второго ранга, поселился в Пятигорске и с головой ушёл в общественную работу.

Но флот, морское боевое братство не отпускают его. Он один из руководителей общественной организации КМВ  «Морское собрание». Кроме этого, Николай Николаевич – знаток  военной истории, в особенности, истории флота. Спроси его о каком-либо морском сражении или известном флотоводце – он прочитает тебе целую лекцию… А это очень важно для воспитательной работы с молодым поколением: оно не терпит примитива, шаблонов и лубочной картины  прошлого. Типа наши чудо-богатыри разбили трусливых фрицев.

Нет. Лега Н.Н. в своих   устных выступлениях и публикациях в СМИ всегда показывает насколько дорогой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной  войне,  что её ковали не былинные герои, а простые советские люди со своими достоинствами и недостатками, подчас с  вредными привычками и «пятнами» в биографиях. Как раз в этом и заключается суровая правда о войне.  

Ниже мы приводим  очерк о судьбе командире подводной лодки Маринеско А.И., принадлежащий перу Николая Ивановича.  Он написан в канун годовщины одной из самых знаменательных побед советских подводников. 30 января 1945 года  подводная лодка С-13, которой командовал Маринеско, отправила на дно Балтийского моря фашистский лайнер «Вильгельм Густлофф» с воинским контингентом на борту. Несмотря на очевидность и масштабность подвига капитана С-13 и в силу ряда привходящих обстоятельств, звание Героя Советского Союза ему было присвоено только 1990 году посмертно.

Первый заместитель председателя краевого Совета ветеранов И.А. Гриценко.

 

Герой Советского Союза Маринеско Александр Иванович.

К знаменательной дате Великой Отечественной войны. О подвигах моряков-подводников в военные годы. 

В годы Великой Отечественной войны боевых успехов добились 128 советских командиров-подводников. Если составить их список в зависимости от суммарного тоннажа потопленных каждым кораблей и судов противника, то его откроет Александр Иванович Маринеско. На его счету четыре транспортных судна общей вместимостью 42557 брутто-регистровых тонн.

Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 года в  городе Одессе. По окончании 6 классов трудовой школы  Саша в 1926 г. поступил учеником матроса в Черноморское пароходство.  В начале 1927 г. был направлен на учебу в школу юнг, по окончании которой работал на судах пароходства матросом. С апреля 1930 г. – студент Одесского морского техникума, а с мая 1933 г. служил четвертым, третьим и вторым помощником капитана на пароходе «Красный флот».

В ноябре 1933 года А. Маринеско мобилизован и направлен на специальные курсы командного состава рабоче-крестьянского Красного Флота. По завершении обучения в ноябре 1934 г., его назначают командиром боевой части на подводной лодке Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В ноябре 1938 г. в период его обучения на курсах усовершенствования офицеров подводного плавания, он становится старшим лейтенантом. По окончании курсов назначается помощником командира подводной лодки Л-1, а через полгода – командиром малой подлодки типа «Малютка» М-96. По итогам боевой подготовки в 1940 г. ПЛ М-96 заняла первое место. Александру Ивановичу присваивается воинское звание капитан-лейтенант и он награждается командованием флота золотыми часами.

Война застала ПЛ-96 на позиции в Финском заливе. После похода, в средине июля, ПЛ вернулась на о. Сааремаа. Во втором походе в августе 1942 г. ПЛ М-96 потопила большой транспорт противника, за что А. Маринеско был удостоен ордена Ленина. Осенью того же года ПЛ-96 совершила поход в Нарвский залив, где на занятый противником берег была высажена, а после выполнения боевого задания снята разведывательная группа. В конце 1942 г. командиру М-96 присваивается воинское звание капитан 3 ранга, он назначается командиром более современной средней дизельной ПЛ серии «С» С-13.

В походе с 1 октября по 11 ноября 1944 г. был обнаружен груженый транспорт «Зикфрид». Атака торпедами результатов не принесла. Сблизившись с транспортом, был открыт огонь из 45 и 100 мм артиллерийских установок. В результате транспорт загорелся и начал тонуть. За этот поход А.И. Маринеско был удостоен ордена «Красного Знамени». В боевой характеристике за этот год значилось: «Смелый офицер. Подводное дело знает отлично. Кораблем командует и управляет хорошо. Решителен и инициативен. Дисциплинирован и требователен к подчиненным…

Выводы: должности командира ПЛ вполне соответствует».

В январе 1945 г. ПЛ С-13 вышла в свой последний в годы войны поход.

Для экипажа С-13 этот выход в море стал самым удачным.

В 30 января в 21 час 15 мин. подводной лодкой С-13 был обнаружен шедший с затемненными ходовыми огнями фашистский лайнер «Вильгельм Густлофф» (25484 брт), на борту которого находилось около 11 тыс. человек, среди них 70 подготовленных экипажей для строящихся подводных лодок гитлеровцев. Искусно маневрируя, лодка заняла позицию для стрельбы. В 23 час. 08 мин. был произведен залп тремя торпедами. Все торпеды попали в левый борт и взорвались. Лайнер накренился и начал тонуть. Подводной лодке удалось уйти от преследователей.

Через десять дней в ночь с 9 на 10 февраля акустик ПЛ С-13 доложил, что слышит шум винтов большого транспорта. В 2 часа 50 мин. двух торпедным залпом из кормовых торпедных аппаратов был потоплен транспорт «Генерал фон Штойбен» (14660 брт). По возвращению в базу лодка была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир Маринеско А.И. командиром дивизиона подводных лодок капитаном 1 ранга Орел был представлен к званию Героя Советского Союза. На второй странице наградного листа, в разделе: «Заключение вышестоящих начальников»,

запись: «Ходатайствовать о награждении орденом «Красного Знамени».

Так почему же подводник № 1 Великой Отечественной войны так и не стал при своей жизни Героем Советского Союза?    

Черты характера бредивших морем мальчишек, росших на юге, в Одессе, закладывались в годы больших перемен начала 20-х годов прошедшего столетия. В то время, когда было неспокойно, голодно и главной задачей для взрослых было заработать горбушку хлеба, пацаны небольшими стайками бегали по улицам города, с визгом бросались в воды теплого моря. Рано приходила взрослая самостоятельность, познание тяжелого труда, ответственность за принятие решений. Это удел мальчишек того времени, так рано ставших взрослыми.

В жизни Александра Ивановича Маринеско были и взлеты, и падения. Так, в марте 1940 и в конце 1942 года, дважды принимался кандидатом в члены ВКП(б) и дважды исключался. Хорошей службе мешало систематическое нарушение воинской дисциплины: не своевременное возвращение на лодку после вечерних гулянок, употребление спиртного на корабле и т.д.

14 сентября 1945 г. отстранен от командования лодкой и понижен в воинском звании до старшего лейтенанта. 18 октября назначен командиром минного тральщика. 20 ноября того же года уволен в запас.

После увольнения в запас А. Маринеско, с января 1946 по июль 1948 г. работал старшим помощником и вторым помощником капитана на судах Балтийского государственного морского пароходства, затем заместителем директора института переливания крови по административно-хозяйственной части, старшим техником отдела снабжения организации п/я 297 и сотрудником Военно-Морского музея. 23 ноября 1963 года Александра Ивановича не стало.

Еще при жизни Героя по многочисленным ходатайствам в 1960 г. был издан приказ Министра обороны СССР № 600, в котором приказы о снижении в должности и в воинском звании отменены. Согласно данному приказу, Маринеско А.И. уволен с флота по сокращению штатов.

В 1968 году адмирал Флота Советского Союза Кузнецов Николай Герасимович писал: «… Настала пора по достоинству оценить подвиг А.И. Маринеско. Мы должны, пусть с опозданием, прямо заявить, что в борьбе за Родину он проявил себя настоящим героем».

Указом президента СССР от 5 мая 1990 года капитану 3 ранга Александру Ивановичу Маринеско присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Не так давно, последним из знаменитого экипажа Маринеско, ушел из жизни почетный житель г. Буденновска, радиотелеграфист подводной лодки С-13 Корабейник Михаил Иванович. Не один раз делегация военных моряков общественной организации «Морское Собрание» Кавказских Минеральных вод при его жизни посещали Михаила Ивановича, который рассказывал о подводных лодках военных лет, о службе на флоте, о флотской дружбе и, конечно, о легендарном командире подводной лодки С-13 Маринеско Александре Ивановиче.         

Заместитель председателя общественной организации «Морское собрание» Кавказских Минеральных вод Н. Лега.